вторник, 8 февраля 2011 г.

Почему Бог не исцелит весь мир?


Фильм «Лурд» ставит вопросы, а отвечает зритель

Картина «Лурд» австрийского режиссера Джессики Хауснер, показанная на 32 ММКФ во внеконкурсной программе «Выбор ФИПРЕССИ» и выпущенная в российский прокат, отражает парадокс восприятия: фильм прочитывается по-разному, иногда полярно, в соответствии с внутренним устроением зрителя, обретая при этом смыслы, которые режиссер в него не вкладывала.
Скорее всего, это стало возможным благодаря тому, что Джессика Хауснер, рассказав историю максимально отстраненно, минимизировала манипуляцию зрителем, позволив избежать однозначной трактовки.
Почему исцелилась она, а не я? Почему страдаю я, а не другие? Об этом, порой молча, а порой вслух вопрошают герои ленты.
Фильм о вере и сомнении заставляет размышлять о духовном смысле физических страданий, а также вызывает мысли о том, насколько непременное ожидание чудес и «нацеленность на результат» исцеления соотносится с истинной верой.

Лурд – городок во французских Пиренеях, где находится санктуарий Девы Марии. Сюда тысячами стекаются паломники, значительная часть которых – инвалиды. Режиссеру удалось убедить местного епископа в серьезности и деликатности своих художественных намерений и получить разрешение на съемки в местах поклонения.
Чуда в «Лурде» ожидают люди, которым не приходится надеяться на врачей.
– Иногда я завидую другим. Тем, которые могут свободно ходить и действовать. Я тоже хотела бы стать здоровой и вести обычную жизнь.
– А что это – обычная жизнь? Ваша жизнь особенная. Любая жизнь такая. Бог сотворил это многообразие. Каждая жизнь – иная, и ни одна не лучше другой. Вы думаете, что те, кто могут ходить, обязательно счастливы? – говорит священник (Герхард Либман), принимая исповедь у молодой женщины Кристин (Сильви Тестю), больной рассеянным склерозом.
Кристин полностью зависит от других людей: все ее тело сковано болезнью. Она переносит страдание с кроткой мудростью, отраженной во взгляде и улыбке. Актрисе пришлось всю роль играть лицом: ведь у ее героини оставалась подвижной лишь голова и шея. Самые тонкие душевные движения объяснялись отнюдь не мимикой, но неуловимой сменой выражений лица и глаз.
В картине много молчания: перед тихим одиночеством болезни, перед тайной внутреннего человека.
Автор выбирает позицию стороннего наблюдателя, и это позволяет фильму жить своей собственной жизнью. Как и в паломничестве: каждый выносит из него свой плод и смысл.
«Лурд», помимо приза Международной федерации кинокритиков ФИПРЕССИ в Венеции -2009, завоевал награду Всемирной католической ассоциации по коммуникациям SIGNIS (за художественные достоинства и исследование темы веры и чуда), а также премию Брайана (носит имя персонажа фильма «Жизнь Брайана»), за которой, как поясняется на сайте SIGNIS, стоит ассоциация рационалистов и атеистов.
Ирина Стовбыра
ИСТОЧНИК   Благовест-инфо


Комментариев нет:

Отправить комментарий